Неточные совпадения
Приняты все меры против сближения: нелегко познакомить
народ с нашим
бытом и склонить его на сторону европейцев.
Говоря о
быте этих
народов, упомяну мимоходом, между прочим, о существенной разнице во внутреннем убранстве домов китайских с домами прочих трех
народов.
Правительства были рады этому направлению и сначала поощряли развитие международных ненавистей; массы снова лепились около племенного родства, узел которого затягивался туже, и снова отдалялись от общих требований улучшения своего
быта; границы становились непроходимее, связь и сочувствие между
народами обрывались.
Такова судьба всего истинно социального, оно невольно влечет к круговой поруке
народов… Отчуждаясь, обособляясь, одни остаются при диком общинном
быте, другие — при отвлеченной мысли коммунизма, которая, как христианская душа, носится над разлагающимся телом.
На славянофилах лежит грех, что мы долго не понимали ни
народа русского, ни его истории; их иконописные идеалы и дым ладана мешали нам разглядеть народный
быт и основы сельской жизни.
У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому
народу, русскому
быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно.
Но, видя правду в простом
народе, в крестьянстве, они пытались подражать народному
быту.
Русский
народ самый коммюнотарный в мире
народ, таковы русский
быт, русские нравы.
При этом самый
быт русский, например купеческий
быт, описанный Островским, бывал безобразен в такой степени, в какой этого не знали
народы западной цивилизации.
Русский
народ в глубоких явлениях своего духа — наименее мещанский из
народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам
быта, наименее дорожащий установленными формами жизни.
Но есть люди, которые верят в это, занимаются конгрессами мира, читают речи, пишут книжки, и правительства, разумеется, выражают этому сочувствие, делают вид, что поддерживают это, так же, как они делают вид, что они поддерживают общества трезвости, тогда как большею частью живут пьянством
народа; так же, как делают вид, что поддерживают образование, тогда как сила их держится только на невежестве; так же, как делают вид, что поддерживают свободу конституции, тогда как их сила держится только на отсутствии свободы; делают вид, что заботятся об улучшении
быта рабочих, тогда как на подавленности рабочего основано их существование; делают вид, что поддерживают христианство, тогда как христианство разрушает всякое правительство.
И оттого в нашем
быту истерики, нервы, а в
народе — кликуши.
Из тысячи женящихся мужчин не только в нашем
быту, но, к несчастью, и в
народе, едва ли есть один, который бы не был женат уже раз десять, а то и сто или тысячу, как Дон-Жуан, прежде брака.
К чему, например, любовь на первом плане в романах, которые собственно изображают
быт известного
народа в данную эпоху или
быт известных классов
народа?
Вовсе не думают взглянуть прямо и просто на современное положение
народа и на его историческое развитие, с тем чтобы представить картину того, что им сделано для усвоения общечеловеческих идей и знаний, для применения их к своему
быту или что им самим создано полезного для человечества.
Кто знает хорошо свое отечество, тот станет восхищаться верностью сих картин; кто не знает его (ибо много есть русских, не знающих ничего в России, кроме гостиных Петербурга или Москвы), тот, вместе с иностранцами, познакомится с жизнию наших предков и теперешним
бытом простого
народа.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в сознание
народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над
народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного
быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Вследствие таких соображений лучшие представители тогдашней литературы старались, так сказать, вести себя сколько можно аристократичнее в отношении к [низким] предметам, касающимся
быта простого
народа, и в отношении к самому этому
народу [к подлому
народу, как называли тогда публику, не принадлежавшую к высшему кругу].
Обстоятельства жизни, поставивши Кольцова близко к народному
быту, с одной стороны, дали ему возможность узнать истинные нужды
народа и проникнуться его духом.
А вот жестокость к рабам и раболепие пред владыками, столь свойственное нашему дворянству, это от Востока вместе с «обломовщиной», типичной для всех классов нашего
народа. Верно также, что бесчисленная масса «лишних людей», всевозможных странников, бродяг, Онегиных во фраках, Онегиных в лаптях и зипунах, людей, которыми владеет «беспокойство, охота к перемене мест», это одно из характернейших явлений русского
быта, — тоже от Востока и является не чем иным, как бегством от жизни, от дела и людей.
«С Востока — лучшие дворянские традиции, с их
бытом, приветом и милыми „закоулочками“, с „затишьем“ и „лишними людьми“ захолустных уездов». Да, то, что Розанов называет «лучшими традициями дворянства», — это с Востока. Но либеральные идеи дворянства, его культурность, любовь к искусствам, заботы о просвещении
народа, — это от Запада, от Вольтера, от XVIII века.
Брайтовская реформа в Англии, свобода прессы во Франции, требуемая каким-нибудь Фавром или Оливье, без сомнения, вещи нужные, и со временем они будут достигнуты; но для них еще время терпит, они далеко не так существенны и настоятельны, как законное обеспечение гражданских прав и материального
быта миллионов
народа, до сих пор более или менее терпевших от тяжелого влияния произвола.
Этих-то воззрений не могла, конечно, понять Софья Николаевна; а до других она не могла еще возвыситься и потому остановилась на распутье — на пренебрежении к простому
народу и к простому
быту.
Не одно скромное ученье, под руководством опытных наставников, но одна литература, всегда более или менее фразистая, ведет
народ к нравственному развитию и к самостоятельным улучшениям материального
быта.
Это — история
быта и частных отношений
народа или общества, прожившего свои юношеские годы, испытавшего жизненные разочарования, обращающегося к мирной думе семейной и довольствующегося воспоминанием своих прежних мечтаний…
И сколько духовного наслаждения вы получите, если будете смотреть на мир божий, на вечно окружающую нас природу — и на море, и на небо — так сказать, вооруженным глазом, понимающим ее явления, и воспринимать впечатления новых стран, совсем иных культур и
народов, приготовленные предварительным знакомством с историей, с
бытом ее обитателей, с ее памятниками…
— Антон Пантелеич!.. Смотрю я на вас, слушаю… и не могу определить — в каком вы, собственно,
быту родились… А, кажется, не мало всякого
народа встречал, особливо делового и промыслового.
Рассказы няньки, горничных, буфетчика, столяров, старого повара и подростков-поварят, псарей, музыкантов — все это обогащало знание
быта,делало ближе к
народу, забавляло или заставляло его жалеть, или бояться за других.
Все это также послужило писателю. Он не сделался тенденциозным народником, но сохранил до старости неизменную связь с
народом и убежден в том, что его
быт, душа, общежительные формы достойны художнического изображения.
Он воспользовался крушением патриархального
быта в
народе и разложением старых религиозных верований.
Народничество славянофильского, религиозного типа видело главную вину культурных, высших классов в отрыве от религиозных верований
народа и от народного
быта.
Сознание, что он сам, всею душою старавшийся об улучшении народного
быта, служил игрушкою врагов
народа, попускавших гнев и милость на кого хотелось этим извергам, было самым язвительным терзанием среди накипевшей боли.
Улучшая
быт церковников, заставляли их поучать
народ и рассылали им катехизис и вновь исправленное издание Библии. Наконец, помогли, как мы знаем, купцу Волкову завести русский театр в Петербурге. При академии появился первый русский журнал «Ежемесячные сочинения», а при университете — полная газета «Московские ведомости», существующие и теперь.
— Странник! — возразил цейгмейстер с обыкновенным жаром и необыкновенным красноречием. — Ты говоришь о геройстве и величии царей по чувству страха к ним, а не благородного удивления. Всякий говорил бы так на твоем месте, встретив в первый раз грозного владыку
народа. Простительно тебе так судить в твоем
быту. (Вольдемар с усмешкой негодования взглянул на оратора, как бы хотел сказать: «Не уступлю тебе в высокости чувств и суждений!» — и молчал.)
— Куда бог понесет. Со мною вы можете уехать ранее, чем вам назначено, и мы посетим много любопытных мест… Кстати, вы мне можете пригодиться при посещении галерей; а я вам покажу дикие местности и дикий воинственный
народ,
быт которого может представить много интересного для вашего искусства… Другими никакими соображениями не стесняйтесь — это все дело товарища, который вас с собой приглашает.
Но он всеми силами души любил этот наш русский
народ и его
быт и потому только понял и усвоил себе тот единственный путь и прием хозяйства, которые приносили хорошие результаты.
Всего больше
народ русский упорствовал там, где петровская реформа касалась домашнего очага, частного
быта, вековых преданий.